Первая Мировая война, как известно, погубила Российскую империю. Причём для её спасения недостаточно было успеть выиграть войну к 1917 году, что само по себе было маловероятно, ввиду нехватки в России людей (да-да), оружия, боеприпасов и коммуникаций. Даже победа в войне обошлась бы ценой, которую любые приобретения вряд ли бы возместили.
Для спасения империи, Россия должна была бы победить быстро, ещё лучше — до войны. Победа требовала, чтобы противоречия, втянувшие Россию в войну, в первую очередь, на Балканах, были разрешены в её пользу. Но за чей счёт? За счёт Германии такое разрешение небольшой ценой было невозможно, ибо Германия была способна оказать и оказала ожесточённое сопротивление.
Остаётся Австро-Венгрия и Османская империя. Их интересами следовало пожертвовать, не ущемив интересы союзной им Германии. Это означает раздел этих государств с максимальным учётом интересов Германии и России, исключением сторонних и принятием мер для обеспечения прочного мира в Восточной Европе.
При такой постановке вырисовывается следующая картина: Австрия и, возможно, Трансильвания отходят Германии. Их статус (королевство или эрцгерцогство) и положение в них Габсбургов остаются на усмотрение Германии. Венгрия в этнических границах делается независимым государством, так же и Богемия с Моравией. Они вправе избрать форму правления и царствующую династию. Вполне подойдут Габсбурги. Южнославянские земли отходят Сербии, Краков — Привислинскому краю, Львов и Ужгород — России. Опционально на тех же условиях, что и Венгрия и Чехословакия, создаётся Польша, в составе Привислинского края от России и Познаньского воеводства от Германии.
Константинополь, Румелия, Принцевы острова и Восточная Анатолия (Турецкая Армения) отходят России. Ирак и что Германия захочет ещё —— Германии. Остальное организуется в три-четыре буферных государства наподобие восточноевропейских.
Новым малым восточноевропейским государствам и старым, им сопредельным, особенно получившим территориальные приращения, запрещается заключать союзы, за исключением возможного всеобщего союза России, Германии и этих буферных государств. Их вооружённые силы ограничиваются договором, а любые споры должны решаться особым третейским судом с участием России и Германии. Возможно, они просто объявляют постоянный нейтралитет. гарантированный Россией и Германией.
В отношении России и Германии буферные государства обязаны поддерживать режим наибольшего благоприятствования в части тарифов, концессий и т.п. Возможен таможенный союз. Третьи государства допускаются только с согласия России и Германии. Принимаются особые меры для того, чтобы Россия и Германия могли поддерживать связь по железной дороге и телеграфу со своими союзниками и владениями через буферные государства.
Россия выходит из Антанты. Германия и Россия лишаются права заключать военные союзы без участия друг друга.
Понятно, что такое утопическое устроение, даже если удалось нейтрализовать вмешательство третьих государств, вряд ли возможно в довоенной Европе. Ему помешают хотя бы монархические чувства Николая II и Вильгельма II. Однако начало войны устранит некоторые препятствия к нему.
Для создания условий, ведущих к такому соглашению, Россия должна сосредоточить все свои силы на наступлении против Австро-Венгрии, даже ценой отступления на других фронтах, имея целью вызвать в ней революцию. После революции, убедившись в тяжёлом из-за блокады внутреннем положении Германии, следует тайно начать переговоры о мире на вышеизложенных условиях. В момент достижения предварительного соглашения Россия должна предложить всеобщую мирную конференцию. Когда страны Антанты предложение отвергнут, Россия должна объявить себя освобождённой этим от союзнических обязательств и заключить сепаратный мир.
Избегать возмездия Антанты Россия должна, маневрируя поставками сырья и продовольствия.
|